Felix the Cat / Кот Феликс
Кот Феликс Классификация Первое появление Создатели IMDb Кот Феликс (англ. Felix the Cat) — антропоморфный кот, герой мультфильмов, появившийся в эпоху немого кино. Чёрное тело, большие белые глаза, широкая улыбка и сюрреализм ситуаций, в которые он попадал по сюжету, сделали Феликса одним из самых узнаваемых персонажей в истории мультипликации. Кот Феликс стал первым анимационным персонажем, достигшим популярности, способной привлечь зрителей обычных фильмов. Образ Первоначально Феликс был угловат и больше похож на настоящих кошек. Его непропорциональные стопы стали традиционными для американской анимации антропоморфных персонажей: Микки Мауса, Багза Банни, Вуди Вудпекера и других. Более округлые формы у кота появились после вмешательства Билла Нолана. Художник считал, что это лучше соответствует традициям комикса, а главное, позволяет рисовать быстрее. Новая внешность соответствовала «О-образному» стилю: огромная круглая голова с круглыми глазами и круглыми кулаками, которые, разжавшись, превращались в четырёхпалые ладони — ещё одна деталь, ставшая традицией. Эта смена стиля тем не менее не изменила некоторых чисто кошачьих повадок персонажа: Феликс пользовался всеми четырьмя лапами, если нужно было быстро удирать, и был не прочь поймать и съесть мышь. В эпоху немых фильмов Феликса иногда называли Чарли Чаплином мультипликационных персонажей. Как и герои Чаплина, кот был бродягой, вынужденным существовать если не во враждебном, то, по крайней мере, равнодушном мире. Преодолевать трудности ему помогали изобретательность и некоторая степень жестокости. Ярко демонстрируемые чувства придавали образу индивидуальность и привлекали зрителей. Возрождение сериала в пятидесятые годы снова изменило внешность Феликса. Джо Ориоло удлинил нижние конечности кота и избавил его от необходимости использовать хвост самым сюрреалистичным образом. Одновременно, но почти незаметно, он лишился и усов. В таком виде Феликс существует до настоящего времени. История Фильм Feline Follies Пэта Салливана (1919, 4 мин 44 с, 501 кбит/с) Остается невыясненным, кто создал Кота Феликса. Австралийский мультипликатор и предприниматель Пэт Салливан, владелец прав на персонажа, утверждал, что является его автором. Американскими исследователями в течение многих лет авторство приписывалось американскому мультипликатору Отто Мессмеру, работавшему у Салливана ведущим аниматором, однако его приоритет доказан не был. Рисунки и подписи в Feline Follies определены как работа Пэта Салливана, при этом Мессмер утверждал, что Салливан не принимал непосредственного участия в создании мультфильмов. Достоверно установлено, что персонаж появился на студии Салливана, и фильмы с участием Кота Феликса достигли пика популярности в 1920-е годы. В начале 1920-х годов Феликс играл значительную роль в поп-культуре. В 1923 году появились комиксы о Феликсе, рисовал которые Отто Мессмер, изображение кота размещали на различных предметах, включая керамику и открытки. Несколько производителей выпустили мягкие игрушки в виде Кота Феликса. Джазовые ансамбли, например, оркестр Пола Уайтмена, исполняли песни про Феликса (Felix Kept On Walking и другие). К концу 1920-х годов с появлением звуковых фильмов популярность Феликса стала снижаться. На фоне короткометражных мультфильмов Уолта Диснея о Микки Маусе, сопровождаемых синхронным звуком, продукция Салливана и Мессмера, не желавших использовать новую технологию, выглядела устаревшей. Салливан выпустил звуковые мультфильмы с Феликсом в 1929 году через Copley Pictures, но они не имели успеха, и в 1930 году производство фильмов прекратилось. В 1933 году Салливан умер. В 1936 году Van Beuren Studios предприняла попытку возрождения сериала, выпустив три мультфильма. На американском телевидении трансляция мультфильмов о Коте Феликсе началась в 1953 году. В то же время Джо Ориоло, выпускавший комиксы о коте, в новом мультсериале представил публике обновлённый образ Феликса, отличавшийся от прежнего более длинными ногами. Ориоло также добавил новых персонажей и придумал для Феликса «волшебную сумку», способную принимать любую форму. С тех пор Феликс появился в нескольких телепередачах и двух полнометражных фильмах. Его образ до сих пор широко используется в производстве одежды и игрушек. В настоящее время производством фильмов с участием Феликса заведует Дон Ориоло, сын Джо Ориоло. Создание Феликс смеётся. Из фильма Felix in Hollywood (1923)
Известно несколько версий того, как персонаж получил имя Феликс. Первая, размещённая на официальном сайте Отто Мессмера, утверждает, что Мессмер предложил Салливану персонажа по имени Кот Феликс. По второй — имя коту придумал продюсер Джон Кинг, использовав сходство в звучании латинских слов felis (кот) и felix (счастливый). Под этим именем персонаж появился в третьем мультфильме, «Приключения Феликса» (англ. The Adventures of Felix), вышедшем на экраны 14 декабря 1919 года. Сам Пэт Салливан утверждал, что имя придумано по названию области Австралия-Феликс, занимавшей плодородные земли штата Виктория. В 1924 году внешний вид персонажа обновил аниматор Билл Нолан, придавший коту более округлые формы и миловидность. Новая внешность вместе с анимацией Мессмера сделала Кота Феликса знаменитым. Вопрос о том, кто именно создал Кота Феликса, остается нерешённым. Салливан в нескольких газетных интервью утверждает, что придумал образ и сделал несколько рисунков Феликса. Во время поездки в Австралию в 1925 году Салливан рассказал репортёру газеты The Argus, что идея сделать мультфильм пришла ему в голову, когда однажды жена принесла в студию кота. В других случаях он называл источником вдохновения сказку Редьярда Киплинга «Кошка, которая гуляла сама по себе» или любовь своей жены к приблудным животным. Исследования Австралийской ассоциации карикатуристов показали, что надписи в Feline Follies сделаны почерком Салливана. Также претензии Салливана на авторство подкреплены мультфильмом The Tail of Thomas Kat, вышедшим 18 марта 1917 года, более чем на два года раньше, чем Feline Follies. Как документальный фильм австралийской телекомпании ABC-TV 2004 года, так и кураторы выставки Государственной библиотеки Нового Южного Уэльса, проведённой в 2005 году, считают, что Thomas Kat (кот Томас) был прототипом или предшественником Феликса. Однако в облике Феликса нет почти ничего от облика Томаса: цвет шерсти последнего ещё не был окончательно определён, и общее описание показывает значительные расхождения во внешности двух котов. Например, Феликс мог превращать свой хвост в необходимые инструменты и предметы, а Томас потерял хвост в драке с петухом и к тому же не имел антропоморфной внешности. Салливан был хозяином студии и, как в случае почти со всеми кинопромышленниками, владел правами на любые произведения своих сотрудников. Имя Мессмера не упоминалось в титрах, что было обычным для того времени. После смерти Салливана права на Феликса перешли к его австралийским наследникам, однако компания King Features Syndicate сохранила за собой право публикации комиксов, которые Отто Мессмер рисовал с 1923 года. Прошло много лет после смерти Салливана, прежде чем работники его студии, такие как Хэл Уокер, Эл Ойгстер и Гарри Копп, адвокат Салливана, признали за Мессмером заслуги в создании образа кота. Они заявили, что Феликс был основан на анимированном Чарли Чаплине, которого Мессмер ранее нарисовал для Салливана. Характер персонажа и манера движений в Feline Follies основаны на персонажах Чаплина, и, хотя в сравнении с поздней версией Феликс выглядит угловатым, узнаваемое чёрное тело уже присутствует. Мессмер вспоминал, как создавал Кота Феликса, в интервью, данном историку анимации Джону Кейнмейкеру. Салливан и его студия были сильно загружены, и продюсер позволил Мессмеру самостоятельно сделать какой-нибудь короткий мультфильм, чтобы удовлетворить требования заказчика. Мессмер решил, что проще всего будет нарисовать кота. Полностью чёрное тело избавит от необходимости выписывать детали, а сюжетом станут сменяющие друг друга комические моменты. Компании Paramount Pictures идея понравилась, и в результате был сделан заказ на сериал. Многие историки (в основном английские и американские) поддерживают претензии Мессмера. Среди них Майкл Бэрриер, Джерри Бек, Колин и Тимоти Коулз, Дональд Крафтон, Дэйвид Герстейн, Леонард Малтин и Чарльз Соломон. Независимо от того, кто создал Феликса, его рекламой активно занимался Салливан, а Мессмер в огромных количествах производил рисунки. Они выполнялись прямо на бумаге, затем заливались тушью. Сверху накладывалось фоновое изображение, выполненное на целлулоиде, и изображение снималось на камеру. Техника не позволяла делать панорамирование или перемещение, так что всё приходилось вырисовывать вручную. От немого к звуковому Феликс, Инки и Винки в мультфильме «April Maze» (1930) Переход к звуковому формату сопровождался трудностями. Салливан не уделил должного внимания процессу и добавлял звуковые эффекты к готовому фильму. Результат был плачевен: мышонок Диснея приобретал всё большую популярность, в то время как кот-звезда немого кино её терял. Даже появление нестандартного Felix Woos Whoopee (1930) или April Maze (1930), сходного с Silly Symphonies, не смогли переломить эту тенденцию. В результате Копфштейн разорвал контракт с Салливаном, который объявил о создании новой студии в Калифорнии, однако этим планам не было суждено сбыться. Ситуация ухудшилась, когда в марте 1932 года скончалась жена Салливана, Марджори. После этого продюсер окончательно пал духом. Он впал в алкогольную депрессию, здоровье стало ухудшаться, начала отказывать память. Мессмер не мог даже обналичить чеки из-за неразборчивой подписи своего работодателя. В 1933 году Пэт Салливан умер. Мессмер вспоминал:
И когда он умер, студию пришлось закрыть, на пике популярности, когда все вокруг, RKO и прочие, пытались получить права на Феликса... Я не получил разрешения [использовать Феликса], поскольку не владел правами на него. Феликс в цветном мультфильме The Goose That Laid the Golden Egg (1936) Возрождение С 1958 по 1961 год на экраны вышло 126 мультфильмов, распространением которых занималась компания Trans-Lux. Как и в фильмах Van Beuren Studios, телевизионный Феликс стал более домашним, его новый характер был рассчитан на детей. Появилась и ставшая теперь привычной волшебная сумка, способная превращаться по желанию Феликса в любой предмет. В телесериале отказались от прежних персонажей и ввели в сюжет новых: сумасшедшего Профессора, его племянника Пойндекстера, пса Рока Боттома и других. Озвучивал их всех один актёр — Джек Мерсер[8]. По замыслу Ориоло, мультфильмы рассказывали о бесчисленных и безнадёжных попытках противников Феликса выкрасть у него волшебную сумку, хотя время от времени те же противники изображались друзьями кота. Сериал был популярен среди зрителей, но критики отказывали ему в признании, считая бледным подобием ранних работ Салливана — Мессмера и особо отмечая направленность на детскую аудиторию. Ограниченная мультипликация, применённая из-за скромного бюджета, и упрощённая сюжетная линия на популярность никак не повлияли. В 1970 году Джо Ориоло получил полный контроль над персонажем и продолжал заниматься его продвижением вплоть до своей смерти в 1985 году. После этого права на Феликса перешли к его сыну, Дону Ориоло. В конце 1980-х Дон Ориоло объединил усилия с европейскими мультипликаторами, чтобы выпустить на экраны полнометражный фильм Felix the Cat: The Movie. По сюжету Феликс отправлялся в альтернативную реальность вместе с Профессором и Пойндекстером. New World Pictures планировала приурочить премьеру фильма в США ко Дню благодарения 1987 года, но этого не произошло. Формально премьера состоялась 26 января 1989 года на открытии фестиваля Los Angeles Animation Celebration. Перед самым окончанием работы над фильмом в него была добавлена трёхмерная модель головы Феликса, что сделало его первым героем классических мультфильмов, воссозданным с помощью компьютерной анимации. В конце концов широкому зрителю стала доступна видеоверсия, поступившая в продажу в августе 1991 года. В 1995 году Феликс снова появился на телевидении в эксцентричном мультсериале The Twisted Tales of Felix the Cat. В 2000 году для японского рынка был выпущен мультсериал Baby Felix, а затем в 2004 году, опять только на видео, вышел фильм Felix the Cat Saves Christmas. Вместе с Бетти Буп Феликс появился в комиксе Betty Boop and Felix, выходившем с 1984 по 1987 годы. Одновременно Ориоло обновил ассортимент товаров с Феликсом, начиная от детских завтраков в ресторанах быстрого питания сети Wendy’s и заканчивая видеоигрой для Nintendo Entertainment System. После выхода в 1991 году книги Джона Кейнмейкера Felix: The Twisted Tale of the World’s Most Famous Cat публика проявила повышенный интерес к ранним мультфильмам Салливана — Мессмера. В последующие годы они были переизданы на видеокассетах и DVD-дисках. Стали также появляться сборники комиксов Мессмера, в том числе Nine Lives to Live: A Classic Felix Celebration, опубликованный Дэвидом Герстейном, и один из наиболее свежих — The Comic Adventures of Felix the Cat, выпущенный Felix Comics. В 2009 году компания Forecast Pictures получила права на выпуск 52-серийного мультсериала в 3D-графике о коте Феликсе. Непосредственно создание серий поручено компании TeamTO, работа начата в январе 2011 года. Также сведения об этом сериале приведены в биографии Дона Ориоло в его блоге. Помимо этого, Ориоло упоминает и новый полнометражный мультфильм под названием Felix the Cat’s Monster Madness. Популярность и критика Первым в истории подвижным изображением, переданным с помощью телевидения, стало именно изображение Феликса. Его тринадцатидюймовая (около 33 см) кукла из папье-маше использовалась в качестве модели в экспериментах RCA в 1928 году, проведённых в Нью-Йорке на станции W2XBS. В нью-йоркской студии кукла устанавливалась на вращающемся диске фонографа, с помощью оптической системы, механического сканирующего диска и фотоэлементов её изображение преобразовывалось в электрический сигнал, который по радио передавался на приёмную станцию в Канзасе, где осуществлялось обратное преобразование в изображение. Полученная картинка имела размер всего два дюйма (около 5 см) в высоту, а передача длилась примерно два часа каждый день. Использование куклы Феликса обуславливалось контрастностью окраски и способностью выдерживать жар от ламп подсветки. После единовременной выплаты Салливану кукла использовалась RCA в течение почти десяти лет, пока производилась отработка технологии. Первая модель вскоре была заменена на бакелитовую, а затем на деревянную, служившую инженерам и после отказа от механического телевидения и перехода на полностью электронное. Окончательно изношенную куклу Феликса, по иронии судьбы, заменило изображение его главного конкурента — Микки Мауса. Успех Феликса привёл к появлению множества подражателей. Внешний вид и характер других мультипликационных котов 1920-х годов — Джулиуса в Alice Comedies Уолта Диснея, Уоффлза в Aesop's Film Fables Пола Терри и особенно кота из фильма Билла Нолана 1925 года Krazy Kat — по-видимому, были срисованы с Феликса. Следует отметить, что последний персонаж изначально появился на три года раньше первых мультфильмов о Феликсе и стал похож на него лишь в поздней адаптации. Критики не обошли вниманием Феликса. Они часто приводили его в качестве примера сюрреализма в киноискусстве. О Феликсе говорили, что он воплощает детское ощущение чуда, создавая фантастическое там, где его нет, и вливаясь в него там, где оно есть. Знаменитая походка — лапы за спиной, голова опущена, глубокомысленная морда — стала визитной карточкой Феликса, многократно проанализированной критиками всего мира. Выдающийся хвост Феликса, способный становиться то лопатой, то восклицательным знаком, то карандашом, служит доказательством, что в его мире возможно всё. Олдос Хаксли, приводя в пример мультфильмы о Коте Феликсе, писал: «Что кино способно делать лучше литературы или сценической драмы — это быть фантастическим». По мнению Андрея Гаврилова, успех кота Феликса стал результатом комплекса факторов: грамотного менеджмента, мастерства художников и психологии зрителей, подход к которым был найден точно. В целом журналист подводит итог так: «Феликс оказался в нужное время в нужном месте». К 1923 году Феликс достиг вершины карьеры. Вышедший в этом году мультфильм Felix in Hollywood использовал популярность Феликса, сведя его на экране с такими известными представителями киноиндустрии, как Дуглас Фэрбенкс, Сесиль Де Милль, Чарли Чаплин, Бен Турпин (англ. Ben Turpin) и даже цензор Уильям Хейз (англ. Will H. Hays). Изображение кота можно было найти на часах, рождественских украшениях и в виде первого в истории гигантского воздушного шара, сделанного для парада, посвящённого Дню благодарения. Феликс стал героем нескольких песен, например, Felix Kept Walking Пола Уайтмена. Салливан зарабатывал примерно 100 000 долларов в год только на лицензионных игрушках. Вместе с главным героем популярность приобрели и другие персонажи: хозяин кота Вилли Браун, антагонист по имени Мышонок Скидду, племянники Феликса Инки, Динки и Винки и его подруга Китти. В 1928 году издательством Sam Fox Publishing Company был выпущен нотный альбом Кота Феликса с музыкой Пита Уэндлинга и Макса Кортландера и словами Альфреда Брайана. Обложку с изображением Феликса, играющего на банджо, оформил Отто Мессмер, подзаголовок гласил: «Знаменитое создание Пэта Салливана — в песнях». Большинство ранних мультфильмов о Феликсе отражали настроения американцев в «ревущие двадцатые». Этнические стереотипы проявились в таких мультфильмах, как Felix Goes Hungry (1924). Близкие по времени события, вроде гражданской войны в России, были показаны в фильме Felix All Puzzled (1924). Карикатуру на новое поколение американок можно найти в Felix Strikes It Rich (1923). Кот Феликс также поучаствовал в рабочем движении в Felix Revolts (1923). В некоторых фильмах Феликс даже танцевал чарльстон. В мультфильмах часто встречаются упоминания алкоголизма и «сухого закона», например, в Felix Finds Out (1924), Whys and Other Whys (1927), Felix Woos Whoopee (1930). В фильме Felix Dopes It Out (1924) Феликс пытается помочь другу-бродяге избавиться от красноты носа. В конце фильма кот находит способ: «Продолжай пить, и нос станет синим». Феликс как талисман Эмблема эскадрильи VF-31 американских ВМС с 1948 года Другим примером использования Феликса в качестве авиационной эмблемы может служить эскадрилья Люфтваффе 8./StG. 51 (позднее ставшая 6./StG. 2), где кот изображён держащим зонт. Широкую популярность Феликс получил в Великобритании, где принц Уэльский Эдуард сделал его талисманом команды поло, а королева Мэри подарила фигурку Феликса королю Георгу V. Популярность Феликса не ослабевает. В декабре 1928 года Вторая бомбардировочная эскадрилья ВМФ США (VB-2B) официально выбрала изображение довольного Феликса, несущего бомбу с горящим фитилём, в качестве своей эмблемы (её неофициальное использование началось задолго до этого). Изображение осталось символом эскадрильи после реорганизаций: в истребительной эскадрилье VF-6B, и позднее — VF-3, в 1930-е годы, когда в её составе служили Эдвард О’Хэйр и Джон Тач, герои-лётчики Второй мировой войны. В настоящее время, после расформирования изначального подразделения, эмблема принята эскадрильей VFA-31. Базирующаяся на авианосце, эта эскадрилья под разными обозначениями продолжает оставаться в строю, а её самолёты и лётчики носят изображение Кота Феликса, несущего бомбу с горящим фитилём. Когда в штате Индиана зарождалась традиция талисманов средних школ, первым среди них стал Феликс. Его выбрали в 1926 году игроки баскетбольной команды из Logansport High School. После победы в решающем матче Феликс стал талисманом всех спортивных команд этой школы. Поп-панк-группа The Queers также выбрала Феликса в качестве талисмана, отражающего сложную душевную организацию панков, а также такие их черты, как хмурость, курение и игру на гитаре. Феликс попал на обложки альбомов Surf Goddess и Move Back Home и появился в клипе на сингл Don’t Back Down. Кроме этого, он присутствует на футболках и пуговицах. Басист B-Face заявил в интервью, что на роль талисмана Феликса предложила компания Lookout! Records. Кот Феликс появлялся в японской рекламе автомобиля «Daihatsu Mira» 1991 года как «Felix the Mira». В поп-культуре С 1922 по 1925 годы дистрибуцией занималась Маргарет Уинклер, а затем — Educational Pictures. Первоначально серии также выходили раз в месяц, но затем Салливан пообещал выпускать новый мультфильм о Феликсе раз в две недели. Сочетание качественной анимации, умелого продвижения и широкой сети распространения сделали популярность Феликса ещё большей. В 1928 году Educational прекратила выпуск мультфильмов о Феликсе, и несколько были повторно изданы First National Pictures. Copley Pictures занималась их распространением с 1929 по 1930 годы. В 1936 году появились три новых фильма, созданных Van Beuren Studios: The Goose That Laid the Golden Egg, Neptune Nonsense и Bold King Cole. Official Films озвучила и выпустила классические мультфильмы о Феликсе в 1953 году. С 1954 года контроль над персонажем получил Джо Ориоло, а затем его сын, Дон Ориоло, создавшие новый образ Феликса на телевизионном экране. На DVD официальных изданий классических мультфильмов не было, но часть их появлялась в сборниках, в частности, Presenting Felix the Cat от компании Bosko Video, Felix! от Lumivision, Felix the Cat: The Collector’s Edition от Delta Entertainment и Before Mickey от Inkwell Images Ink.. Часть телесериала (с 1958 по 1959 годы) была выпущена на DVD компанией Classic Media. Также на DVD появлялись некоторые мультфильмы 1990-х годов. Озвучивание Джек Мерсер (1958—1961) Произведения о коте Феликсе С 1958 по 1961 годы на телевидении был показан сериал из 126 мультфильмов. Мультипликационный телесериал (1958—1961) В 1988 году вышел полнометражный мультфильм американско-западногерманско-венгерского производства Felix the Cat: The Movie (в России выпущен под названием «Кот Феликс: Кто сказал — мяу?»). С 2000 по 2001 годы на японском телевидении вышло 65 мультфильмов сериала Baby Felix. В 2004 году вышел полнометражный мультфильм Felix the Cat Saves Christmas (в России выпущен под названием «Котёнок Феликс спасает Рождество»)[84]. Комиксы Журналы комиксов Музыкография Felix Kept On Walking (1923) Видеоигры и компьютерные программы |
|
|
|
| |